Бухгалтерия для ИП

Открывая свое ИП, не обойтись без работы с цифрами и бумажками. Ведение бухгалтерии может показаться на первый взгляд сложным делом, но если во всем разобраться — будете чувствовать себя как рыба в воде. Для начала нужно определиться с системой налогообложения, а также со способами ведения учета. В некоторых ситуациях человек может открыть ИП, но не вести деятельность, но ему все равно надо будет создать нулевую отчетность ИП. 

Особенности бухучета для индивидуальных предпринимателей

Регистрируясь в качестве ИП, люди не до конца понимают всю ответственность за свою предпринимательскую деятельность. Да, отчетность, расчеты и бумажная волокита — это нудно, скучно и не интересно. Тем не менее, несоблюдение налогового законодательства предусматривает ответственность по закону. Ошибки, не вовремя поданные декларации о доходах и наплевательское отношение к бухучету может привести к большим штрафам и пеням. Бизнесмен рискует не только товаром и репутацией, последующей испорченной кредитной историей, но и своим личным имуществом. Вот поэтому очень важно подойти к ведению бухгалтерии со всей ответственностью.

При неправильной организации бухгалтерского учета налоговая может начислить за ошибки огромные пени. Вся ирония в том, что узнаете вы об этом не сразу, а штрафы будут копиться и дальше. Стоит отметить, что после закрытия ИП долги и пени не аннулируются, а продолжают расти. Если вовремя их не погасить, они могут достигнуть колоссальных размеров. В некоторых случаях это все приведет к принудительному взысканию коллекторами или к возбуждению уголовного дела. 

Согласно 198 статье Уголовного кодекса РФ, при задолженности по налогам в течение трех лет, если сумма составляет больше 600 тысяч рублей, то физическое лицо могут привлечь к уголовной ответственности. Еще более суровые меры применяются к лицам с задолженностью, превышающей 1800 000 рублей. 

Хотя все это звучит очень печально, не стоит бояться. Есть и хорошие новости. Размер назначенных обязательных к выплате штрафов можно уменьшить через суд. В некоторых случаях судьи идут на встречу горе-предпринимателям, принимая во внимание тяжелое положение ИП. 

Вторая хорошая новость — санкции в отношении ИП намного ниже, чем в отношении ООО. Размер наказания для юридического лица и индивидуального предпринимателя очень сильно различается. 

В профессиональном плане у ИП не существует бухучета, так как не требуется делать бухгалтерские подводки, сводить балансы, проводить сложные математические расчеты. Но учитывать доход и расход все же нужно. Особенности организации учета зависят от системы налогообложения.  Подбор бухгалтера требуется, когда у ИП наблюдается большой оборот денежных средств в результате деятельности, а также при наличии наемных работников. 

Любой ИПшник должен вести книгу учета доходов и расходов, а также платить обязательные взносы в ПФР — пенсионный фонд. 

Как вести бухгалтерию на общей системе налогообложения

Общая система налогообложения считается самой трудоемкой, сложной и запутанной. Ведение бухгалтерии тоже сопряжено с различными проблемами. Предприниматели по разным причинам остаются на этой системе — иногда того требует конкуренция, в других случаях — обычная невнимательность. В тех сферах, где спрос ниже предложения, потребители предпочитают работать с налогами на добавленную стоимость. На общей системе предприниматель и становится таким клиентом. 

ИП на общей системе должен грамотно вести книгу учета доходов и расходов, оплачивать НДС, заполнять книги покупок-продаж, вносить соответствующие данные в предназначенный для этого журнал. Если у ИП есть наемные работники, следует производить кадровый учет: самостоятельно платить налоги за физлиц (НДФЛ), то есть по закону 13% от дохода, который приносит та или иная деятельность. Из полученного дохода ИП вычитает расходы, которые можно подтвердить документами. Можно также вычесть без какого-либо подтверждения расходы в размере 20% от суммарного дохода. В связи с ведением бизнеса можно уменьшить налог, если вычесть из общего дохода обязательные взносы, госпошлины и уплаченные налоги, учитывая, что это связано с бизнесом. 

Уменьшить доход можно на добавленную стоимость в 18%, местные налоги (если в регионе это предусмотрено законом), страховые взносы за себя и за работников, НДФЛ. 

Предоставлять данные в налоговую необходимо каждый квартал до 25 числа следующего месяца. По НДФЛ — до 30 апреля следующего года. Если в ИП присутствуют наемные работники, следует отчитаться перед налоговой и внебюджетными фондами и за них тоже. 

Нужна ли бухгалтерия при работе на УСН и патенте? 

Чаще всего ИП работают на так называемой упрощенке (УСН). Упрощенная система налогообложения считается самой удобной и доступной для понимания даже новичку. Вместо всех налогов индивидуальный предприниматель платит единый налог. Важно разобраться с кем, как рассчитывается обычная и нулевая отчетность ИП на УСН (когда ИП есть, а деятельности — нет).

Система налогообложения «доходы» совсем простая — там необходимо отсчитывать 6% от денег, суммарно поступивших на счет ИП. С «доходами минус расходы» все немного сложнее. Во-первых, ставка возрастает до 15%, но эти 15% высчитываются от разницы между средствами, которые поступили за проданные товары и оказанные услуги и средствами, которые были изначально на эти товары-услуги потрачены. В расходы также включаются средства, которые тратятся на ведение бизнеса. При этом, нужно обязательно сохранять все чеки для отчетности. 

Предприниматель должен заполнять КУДиР — вносить туда все доходы и расходы, а также каждый год предоставлять в налоговую отчетность по строго установленной форме. Все отчеты сдаются до 31 марта следующего года. Следует также уплачивать каждый квартал до 25 числа авансовые платежи по упрощенке. 

Работать на патенте могут далеко не все предприниматели. Существует перечень видов деятельности, которые позволяют использовать эту систему. Трудоустроенных работников не должно быть больше 15 человек. Для бухучета ПСН нужно только вести  книгу доходов и расходов, а также оплачивать сумму налога по фиксированному проценту. Отчетность в налоговую предоставлять в этом случае не нужно. Патентная система налогообложения считается одной из самых простых, но она подразумевает узкую сферу деятельности. 

Если ИП нанимает сторонних работников для какой-либо деятельности, нужно в обязательном порядки вести кадровый учет, оплачивать с их зарплаты все налоги, вносить фиксированную оплату во все внебюджетные фонды. 

Бухгалтерия на ЕНВД И ЕСХН

Предприниматели, которые работают на ЕНВД, могут даже не вести КУДиР. Отчетность в налоговую нужно все так же предоставлять каждый квартал, платить до 20 числа месяца отчетности рассчитанный налог. 

Предпринимателям на ЕСХН сложнее: книгу доходов и расходов вести нужно, но при этом платить налоги только дважды в год. Отчет в налоговую сдается до 31 марта следующего года. 

Обязательные платежи в ПФР и ФОМС такие же, как и для других систем налогообложения. Если у ИП есть наемные работники, за них тоже придется отчислять налоги и сдавать отчетность. Также компании может потребоваться штатный бухгалтер по расчету заработной платы.

Нулевая отчетность ИП 

Если в течение налогового периода у ИП отсуствует предпринимательская деятельность, то есть деньги не проходят по счетам или по кассе, создается нулевая отчетность ИП. Ее следует сдавать в тот же промежуток времени, что и обычную. Для каждой системы налогообложения свои сроки сдачи отчетности, нулевая сдается в те же временные рамки. 

Что делать, если я не бухгалтер и быть им не хочу? 

Ведение бухгалтерии — не сложное, но очень выматывающее занятие. Разбираться с законодательством и высчитывать налоги понравится не каждому. Нужно учитывать требования в сфере налогообложения, исходить из кадров в ИП, вовремя предоставлять отчетность. Все это отнимает время, нервы и, временами, деньги. Может возникнуть ситуация, когда предприниматель сам накосячил в расчетах, сдал неправильные данные, а потом заплатил лишнего. Бухгалтерские услуги понадобятся тем, кто не хочет разбираться в особенностях взаимодействия с госорганами, а также крупным предпринимателям, у которых проходит большой оборот средств и имеются наемные рабочие.

При небольшой налоговой нагрузке и без людей в штате можно пользоваться специальными онлайн-сервисами для ведения бизнеса и сдачи ежеквартальной-ежегодной отчетности. 

Другим ИПшникам лучше всего обратиться к специалисту, можно сделать это и удаленно: рассчитать все необходимые платежи поможет временный бухгалтер или специалисты аутсорсинговой компании. При большом обороте средств и наличии наемных работников не обойтись без бухгалтера в штате компании. Обычно, при таких показателях выгоднее зарегистрировать ООО, а не ИП. 

Мы знаем, как тяжело предпринимателю-новичку разбираться в цифрах и отчетах самостоятельно. Мы также примерно представляем, сколько стоят услуги профессионального специалиста. Но есть и хорошие новости: вы можете воспользоваться бухгалтерскими услугами аутсорсинговых компаний, не переплачивая и не срывая сроков. 

Вне зависимости от сферы деятельности вашего ИП, вы сможете рассчитывать на индивидуальный подход в зависимости от нюансов компании.

Специалисты самостоятельно обработают все документы, выписки по счетам, создадут авансовую отчетность, сверят счета по выполненным работам и предоставленным услугам, посчитают налоги и проконсультируют по всем возникшим вопросам.

Вам не придется сталкиваться с бюрократией в одиночку!

Будем рады помочь!

Оставьте заявку, и получите профессиональную консультацию наших менеджеров.


 

Share This

Copy Link to Clipboard

Copy