Недостоверность юридического адреса: сложности и решения
С начала 2017 органы ФНС активно пользуются действенными инструментами для удаления из правового поля фирм «однодневок». Один из таких рычагов влияния – внесение в ЕГРЮЛ пометки о недостоверности юридического адреса.
Чем это грозит компании и в целом бизнесу? Исключением из ЕГРЮЛ в случае, если за 6 месяцев примечание не будет убрано, а сведения не уточнены в соответствии с буквой закона. Необходимо внесение изменений в документы. Разберемся, как исправлять ситуацию.
Какие данные о юридических адресах «отбраковываются»?
В 2016 году Приказом ФНС за номером MMВ-7-14/72@ были изменены параметры «массовости» адресов. Теперь в одном помещении (комнате) может быть зарегистрировано не более 5-ти фирм. Кроме того, в «черный список» ФНС попадают компании, чьи адреса прописаны до номера дома (корпуса).
Эти «счастливчики» получают письмо от территориальной инспекции с требованиями уточнить данные в месячный срок (30 дней). При невыполнении обязанности ставится злополучная отметка в ЕГРЮЛ, что юридический адрес недостоверен.
Действуем грамотно: работа с формой P14001
Для устранения примечания в ЕГРЮЛ в случае, когда компания зарегистрирована и находится по соответствующему адресу, достаточно заполнить форму P14001. В листе Б (где прописываются адресные данные) нужно указать уточняющие (полные) реквизиты:
- почтовый индекс;
- кодовое значение субъекта РФ;
- район;
- город;
- наименование населенного пункта;
- улицу;
- дом;
- корпус (строение);
- этаж (номер помещения, офиса, квартиры и т.п.).
Запомните, сведения о юридическом адресе 2019 должны точно совпадать с данными арендного договора, свидетельства о ГРП.
Смена юридического адреса: в каких случаях нужна
Важно! По закону понятия «местонахождение юридического лица» и «адрес юрлица» не тождественны.
Местом нахождения признается город (село, поселок и т.д.) А юридическим адресом – детальные реквизиты, занесенные в ЕГРЮЛ. Необходимо четко разграничивать эти определения, потому что смена адреса в границах одного города и смена адреса местонахождения юридического лица по-разному оформляются.
Еще один важный момент, который может стать камнем преткновения с ФНС: регистрация компании, согласно законодательству, должна проводиться по месту нахождения руководителя (исполнительного органа).
Возможен такой вариант: вам поставили отметку о недостоверности сведений, вы хотите ее устранить. Инспектор запускает процедуру проверки, не удовлетворяется осмотром означенного помещения. Итог – примечание в ЕГРЮЛ остается, изменение юридического адреса неизбежно.
В противном случае – ответственность:
- Исключение фирмы из ЕГРЮЛ через полгода после занесения данных о недостоверности сведений.
- Ликвидация юрлица по инициированной ФНС процедуре в рамках арбитражного судопроизводства.
- Аннулирование банковского счета, связанного с исполнением антикоррупционных норм и положений по борьбе с террористическими организациями.
- Административные взыскания в виде штрафов (ст. 14.25 КоАП) либо уголовное преследование со штрафными санкциями, обязательными работами или реальным лишением свободы (до 5 лет). На практике эти виды ответственности редки – применяются лишь в случае создания подставных компаний для налоговых махинаций (в том числе с НДС).
А теперь рассмотрим подробнее все варианты смены юридического адреса.
Меняем данные в пределах одного города
В этом случае изменения в устав организации вносить не нужно – прописывается только населенный пункт. Разберем процедуру на примере. Допустим, ваша фирма находилась по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Гомельская, д. 9, оф. 103. Новое местоположение: г. Санкт-Петербург, ул. Шостаковича, д. 39, оф. 11. В учредительных бумагах остается лишь г. Санкт-Петербург.
А далее шаги следующие. После изменения адреса в течение 3-х рабочих дней в территориальную ИФНС по месту прежней регистрации подаются:
- Форма P14001, заверенная нотариально (смотрите правила заполнения выше).
- Документы о праве нахождения по новому юридическому адресу. В список включены: гарантийные письма, копии арендных соглашений, свидетельства о собственности.
- Протокол об общем решении учредителей фирмы или одного участника.
Последний пункт вызывает немало споров. Если опираться на правовые нормы действующего законодательства, то налоговые органы не должны требовать каких-либо решений о смене адреса при предъявлении формы P14001. Такие бумаги нужны лишь в случае внесения изменений в уставные документы, то есть при подаче P13001. По факту протоколы все равно подаются. Некоторые фирмы предоставляют визированные приказы директора. Большинству ИФНС этого достаточно.
Когда в уставе зафиксирован полный адрес: порядок действий
В такой ситуации не обойтись без внесения изменений в устав компании, заполнения и подачи формы P13001.
Справка: P13001 объемная, состоит из 23-х листов, включая «титульник» и приложения с буквенными обозначениями. Нет необходимости заполнять все страницы. В случае смены юридического адреса – только первый лист, «Б» с новыми данными и «М».
Перечень подаваемых в налоговую документов тоже отличается от аналогичного по форме P14001:
- Заверенная у нотариуса P13001.
- Справка об оплате государственной пошлины (на 2019 – 800 рублей).
- Подтверждающие документы – гарантийные письма, арендные договоры, свидетельства собственности на помещение.
- Решение ОСУ, приказ руководителя или заявление одного участника.
- Измененный устав в 2 экземплярах.
Инспекция по предыдущему адресу (!) за 5 рабочих дней обязана внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ – зафиксировать новые данные.
Смена адреса местонахождения юридического лица: этапы процедуры
Даже при переезде организации в другой город до 2016 года юридический адрес менялся по сценарию, аналогичному процессу внесения изменений в устав. Он описан в предыдущей главе. Сегодня на эту процедуру уходит больше месяца. И состоит она из 2-х стадий:
- уведомления налогового органа;
- непосредственной регистрации изменения юридического адреса.
На данный момент действуют положения ФЗ за номером 67 – 2015 года.
Как проходит первый этап
Когда решение о смене адреса фирмы принято, у вас есть 3 дня для уведомления об этом налоговой. Приготовьте заполненную (на листе «Б» с 1 по 5 пункты) и нотариально заверенную P14001 и протокол ОСУ.
За пять дней ИФСН анализирует информацию и вносит отметку в Единый Госреестр. Далее руководителю либо учредителю необходимо подождать 20 дней, а после вновь обратиться в налоговую по новой территориальной юрисдикции.
Перечень документов второго этапа
Он схож со списком бумаг, которые подают при корректировке устава фирмы. Напомним:
- P13001;
- квитанция об оплате пошлины на реквизиты новой ИФСН;
- свидетельства достоверности адреса;
- протокол (решение);
- сам устав (2 экземпляра).
Важно помнить, что при смене адреса местонахождения юридического лица возможны выездные проверки. Инспектора, дабы убедиться в верности сведений, инициируют личное посещение компаний. Сотрудник налоговой способен «взять на карандаш» рабочие условия, созданные в помещении, «массовость» адреса, иные моменты. Если данные фиктивны, последует отметка в реестре.
Подаем документы грамотно
Есть всего 2 порядка подачи официальных бумаг на изменение юридического адреса: лично (представителем с доверенностью) в инспекцию и в электронном варианте. Последний способ предпочтительнее: он более удобный, экономит время на посещение инстанций. В этом случае документы отправляют:
- Почтой. Важный момент – необходимы объявленная ценность и вложенная опись.
- Транспортными компаниями DHL Express, Pony и др.
- В личном кабинете на интернет-сайте ФНС.
Сканы должны быть качественными, соответствующими техническим требованиям. Нужны также электронная цифровая или подпись юриста.
Домашний адрес учредителя – приемлемое решение
Многие предприниматели пользуются этим способом, чтобы снизить финансовые расходы и ускорить процесс смены юридического адреса. В таком случае иметь квартиру (комнату) в собственности не обязательно. Хватит и прописки в паспорте директора либо участника с долей в компании от 50%. Подтверждающие документы тоже по закону не нужны. Но чтобы избежать отказа, не «зависнуть» надолго в судебных тяжбах по обжалованию решения ИФНС, желательно получить письменное разрешение собственника или ксерокопию самого свидетельства.
У такого варианта есть и другие минусы:
- Весь объем корреспонденции от надзорных и налоговых инстанций посыплется на домашний адрес. Это может доставить неудобства.
- В выездных проверках ИФНС тоже мало приятного, когда они проводятся в жилом помещении.
Юридический адрес 2019: аренда офиса
Арендованные площади в качестве штаб-квартиры компании – самый распространенный способ ведения бизнеса. Но с процессом регистрации юрлица на данной территории могут возникнуть сложности. У собственника есть право отказать в госрегитрации юридического адреса фирмы, если он вовремя подал соответствующее заявление в ИФНС.
«Завернуть» процесс способны и сами налоговики, если:
- Договор аренды не содержал данные об этаже, номере квартиры.
- На данной площади уже зарегистрированы более 5 организаций, даже если фактически располагается там лишь ваша компания.
- Проверка ИФСН выявила, что фирмы по адресу нет.
- Собственник по запросу налоговиков факт аренды не удостоверил.
- Информация в КЛАДР (классификаторе адресов) не совпадает с реквизитами компании. Любая опечатка, несоответствие в буквенном обозначении дома – причина для отказа в изменении юридического адреса либо его регистрации.
Вывод напрашивается сам собой – разумнее обратиться в компанию с узкой специализацией, занимающуюся предоставлением юрадресов. Специалисты сделают все четко и быстро, учтут все детали, избавят вас от совершения ошибок, сэкономят временные и денежные ресурсы.
Купить юридический адрес: как обойти «подводные камни»?
Если по ряду причин нет возможности зарегистрировать фирму на домашнем адресе учредителя (участника) либо в арендованном офисе, покупка юрадреса на 100% оправдана. Она поможет значительно сэкономить на аренде; в случаях, когда не удается встать на учет в налоговой по фактическому месту размещения организации.
Здесь важно ответственно подойти к выбору компании, предоставляющей услуги продажи. Причем откровенно заниженная цена сразу должна вас насторожить. Лучше несколько раз перепроверить надежность, гарантии, отзывы о фирме. Только так получится избежать негативных последствий в виде отказа в предоставлении, смене юридического адреса.
Лишь 2 формы правоотношений в данном случае предпочтительны. Заключение:
- Договора аренды с официальным владельцем помещения. Свидетельства о праве собственности тут вполне достаточно.
- Договора субаренды. Здесь нужно уделить внимание и документам собственниками, и компетенции арендатора.
Еще один вариант – соглашение о совместной деятельности. Но этот путь чреват проблемами, потому что чаще всего является изначально фиктивным.
Решили купить юридический адрес? Подумайте о дополнительных бонусах. Если в планах серьезное развитие бизнеса, вам пригодятся:
- подготовка регистрационных документов;
- присутствие специалистов при приеме проверок ИФНС;
- почтовое или секретарское обслуживание для отправки почты на фактический адрес, приема звонков и т.д.
Найдите надежную фирму, предлагающую перечень услуг по предоставлению юридических адресов. Выясните вопросы о гарантийных обязательствах по регистрации, сроках работы, возможностях дистанционного обслуживания. Убедитесь в отсутствии «серых» схем. Только детальный подход к выбору компании избавит вас от лишних трат и возможных отказов со стороны налоговых органов.